05.07.2023
26.02.2024
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Антикоррупционная экспертиза в
современном российском государстве является обязательной процедурой, которая
способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению
качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и
правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов.
ПОНЯТИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ
Антикоррупционная экспертиза
представляет собой деятельность уполномоченных субъектов по проверке
нормативных предписаний действующего законодательства РФ и проектов нормативных
правовых актов с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов,
обеспечения законности и правопорядка. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон N
172-ФЗ) проведение экспертизы является обязательным, поэтому при уклонении
соответствующего государственного или муниципального органа от такой экспертизы
с заявлением в суд о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
ее провести может обратиться прокурор.
Основания и порядок ее проведения
предусмотрены Законом N 172-ФЗ. Экспертизе подлежат как проекты нормативных
правовых актов, так и сами нормативные правовые акты (ч. 1 ст. 1 Закона N
172-ФЗ).
ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Основаниями для ее проведения
являются поступление обращений в прокуратуру, поступление проекта нормативного
правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в организациях.
Экспертизу нормативных правовых актов тех органов и организаций, которые были
упразднены или реорганизованы, проводят их правопреемники, которым были
переданы соответствующие полномочия.
Институты гражданского общества и
граждане проводят экспертизу в порядке и сроки, которые определяют
самостоятельно по своему усмотрению. В случае если в процессе проведения
экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на
рассмотрение суда.
Экспертизу по своей инициативе
могут также проводить институты гражданского общества и граждане РФ (с
соблюдением ограничений, установленных ч. 1.1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ), однако их
заключения носят всего лишь рекомендательный характер (ст. ст. 4 - 5 Закона N
172-ФЗ).
КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
В данном качестве выступают
положения нормативных правовых актов и их проектов в том случае, если они
устанавливают для правоприменителей широкие пределы усмотрения или возможность
необоснованного применения исключений из общих правил (ст. 1 Закона N 172-ФЗ).
В такой ситуации закладывается риск возникновения коррупции, который должен
быть исключен путем проведения экспертизы. Коррупциогенными факторами также
являются нормативные положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и
(или) обременительные требования к гражданам и организациям.